Учителям
Ученикам
Родителям
Support
 
НОВОСТИ
9 КЛАССЫ
7 КЛАССЫ
6 КЛАССЫ
5 КЛАССЫ
Осторожно, Linux :)
ГАЛЕРЕЯ

Учитель
Первушина Анна Владимировна
Email: avpervushina@mail.ru

 
 

Добро пожаловать в Мир Информатики!



Первушина А.В.
МОУ гимназия № 93 г. Челябинск


В последние годы школьный курс "Основы информатики и  вычислительной техники" вышел на качественно новый этап своего развития. Более менее унифицировался  набор  школьной вычислительной техники. Самое главное то, что изменился взгляд на понимание компьютерной грамотности. Большая часть пользователей  современных  персональных компьютеров (ПК) не программирует и не нуждается в этом.  Сегодня созданы обширные программные средства компьютерных информационных технологий,  позволяющих  работать с ПК непрограммирующему пользователю. Поэтому минимальным уровнем компьютерной грамотности является овладение средствами компьютерных информационных технологий.
Изучение основы информатики и  вычислительной техники в школе должно преследовать две цели:  общеобразовательную и прагматическую. Общеобразовательная цель заключается в  освоении учащимся фундаментальных понятий современной информатики. Прагматическая - в получении  практических  навыков  с аппаратными и   программными  средствами  современных  ПК.  Курс школьной информатики  содержательно  и  методически  должен  быть построен так,  чтобы обе задачи - общеобразовательная и прагматическая - решались параллельно.
Информатика как образовательная дисциплина быстро развивается. Если  3  -  4  года назад базовый курс информатики состоял из изучения основ алгоритмизации и программирования,  основ устройства и  применения  вычислительной техники,  то сегодня целью курса информатики в школе является повышение  эффективности  применения человеком компьютера  как  инструмента.  Компьютерная грамотность определяется не только умением программировать,  а,  в  основном, умением использовать  готовые программные продукты,  рассчитанные на пользовательский уровень. 
В последнее время в развитии информатики как учебной дисциплины наблюдается кризис, вызванный такими проблемами как:
-    отсутствуют взвешенные, реалистичные учебники;
-   из-за различия условий для преподавания информатики в различных школах (разнообразия типов средств вычислительной техники) и появившейся у школ относительной свободы в выборе профилей классов, учебных планов и образовательных программ появился значительный разброс в содержании обучения информатике;
- в высших учебных заведениях подготовка по информатике, как правило, не претерпела существенных изменений и имеет ориентацию на вычислительные приложения ПК, не учитывает ведущуюся уже 10 лет подготовку школьников по данному предмету.
- явно проявляется социальный запрос, направленный на бизнес-ориентированные применения информационных технологий, пользовательские навыки использования персональных компьютеров для подготовки и печати документов, бухгалтерских расчетов и т.д.
- нехватка средств у школ для приобретения необходимого пакета программного обеспечения  для организации образовательного процесса.
Именно последнюю проблему мы считаем наиболее актуальной в обучении информатике на сегодняшний день.
Сложившаяся до недавнего времени практика внедрения информационных технологий такова, что все участники процесса, как нестранно, заинтересованы в большей стоимости используемого программного обеспечения (ПО). Продавец – потому что его прибыль обычно составляет определенных процент от объема продаж, покупатель – потому что получает дополнительное финансирование в виде «откатов». Наличие специальных цен на программное обеспечение для государственных структур и учебных заведений можно рассматривать как оплату внедрения «нужного» продукта в тех организациях, от которых часто зависит выбор того или иного производителя за счет остальных пользователей.
Однако существует альтернативный вариант внедрения информационных технологий, ставящий целью не получение максимальной прибыли от конечного потребителя, а изучение, распространение и изменение (совершенствование) программ. Мы говорим о свободном программном обеспечении (СПО).
Согласно Столлману (Ричард Мэттью Столлман – основатель движения свободного ПО, проекта GNU, Фонда свободных программ и Лиги за свободу программирования), «Свобода ПО» означает право пользователя свободно запускать, копировать, распространять, изучать, изменять и улучшать его». Его современная версия определения свободы ПО состоит из четырех пунктов, пронумерованных от 0 до 3:

  • Программу можно свободно использовать с любой целью («нулевая свобода»)
  • Можно изучать, как программа работает и адаптировать её для своих целей («первая свобода»). Условием этого является доступность исходного текста программы.
  • Можно свободно распространять копии программы — в помощь товарищу («вторая свобода»).
  • Программу можно свободно улучшать и публиковать свою улучшенную версию — с тем, чтобы принести пользу всему сообществу («третья свобода»). Условием этой третьей свободы является доступность исходного текста программы и возможность внесения в них модификаций и исправлений.

Современным примером СПО является LINUX. Обозначим основные преимущества и недостатки:
Преимущества:

  • Полная легальность при использовании как в школе, так и дома.
  • Можно делиться программами с учениками, учителями, родителями без опасений быть обвинёнными в пиратстве.
  • Высокая стабильность системы.
  • Защищённость СПО от вирусных атак.
  • Доступность значительного объёма качественного прикладного свободного ПО.
  • Возможность, при желании, глубоко разобраться в системе.
  • Возможность доработки в соответствии с пожеланиями школы.
  • Ответственная поддержка. Доступ к исходным текстам программ в тесном сотрудничестве с разработчиками позволяет не обходить проблемы, а реально решать их.
  • Возможность участия учеников и школьных учителей в международных проектах, связанных с разработкой приложений для школ.
  • Возможность поставить второй операционной системой.
  • Комплект СПО содержит все необходимые программы для изучения информатики в школе, а также программы для преподавания алгебры, геометрии, физики, химии и других предметов в старших классах.

Недостатки:

  • Большой объем унаследованных приложений, написанных без учета требований к многоплатформенности.
  • Привычка пользователей к работе только под MS Wndows.
  • Небольшое количество методических и учебных материалов по работе с Linux.

С недавнего времени одним из сторонников перехода на свободное ПО в российских государственных и образовательных учреждениях стал президент РФ Дмитрий Медведев. Он рассчитывает за три года решить проблемы программного обеспечения в России. В частности, за счёт постепенного отказа от услуг компании Microsoft, чьё лицензионное программное обеспечение стоит дорого, и постепенного внедрения открытых программных продуктов, в том числе на базе GNU/Linux.
Доказывая логичность перехода на СПО, приведем список программ, необходимых для организации качественного образовательного процесса, аналогичных прикладному пакету в операционной системе Windows (таблица №1). Представленный перечень неполный.
Таблица № 1


Описание программы, выполняемая задача

Linux

Windows

1) Работа в сети.

Браузер, web-обозреватель

1. Konqueror (KDE)
2. Epiphany (Gnome)

Internet Explorer

2) Работа с файлами.

Файловый менеджер в стиле FAR и NC

1. Midnight Commander.
2. X Northern Captain.

1.FAR
2. Norton Commander

Работа с архивами

1. Gnozip.
2. KArchiver.
3. 7-zip

1. WinZip
2. WinRar

3) Прикладные и системные программы.

Текстовый редактор

1. Kwrite
2. Gedit (Gnome)

1. Блокнот / Notepad
2. WordPad

Переводчики с английского (немецкого, французского) на русский

Prawda (только попытка вроде уже заброшена)

Promt, Socrat

Cловари

1. Stardict.
2. Ksocrat.
3. JaLingvo.

1. ABBYY Lingvo
2. Socrat

Просмотр PDF

1. Adobe Reader. [Prop]
2. Xpdf.(Kpdf/Gpdf)
3. GhostView.

Adobe Reader

Антивирус

1. Dr. Web. [Prop]
2. ClamAV

1. Dr. Web,
2. Kaspersky

4) Multimedia (графика).

Просмотр графических файлов

1. Xnview.
2. GQview.

1. ACDSee
2. IrfanView

Простой графический редактор

 Tuxpaint.

Paint

Мощный графический редактор в стиле PhotoShop

Gimp.

Adobe Photoshop
Corel PhotoPaint

Программы для работы с векторной графикой

1. OpenOffice Draw
2. ImPress

Adobe Illustrator, Corel Draw

Проигрывание Flash

1. SWF Macromedia Flash Player.
2. Flash Player.

Flash Player

3D-графика

1. Blender.
2. Maya. [Prop]
3. K3Studio.

3D Studio MAX

5) Офис

Офисный пакет

1. Openoffice.
2. Gnome Office.

MS Office

6) Программирование и разработка.

Среда разработки на Лого

KTurtle

Лого Миры

Среда разработки на Visual C++

Kylix.

Borland C++ Builder

Среда разработки на Object Pascal

1) Kylix.
2) Lazarus + FPC

Delphi

Среда разработки на Pascal

1) Freepascal.
2) GNU Pascal (gpc)

Pascal, BP

Среда разработки на Basic

Hbasic.

Basic

7)Научные и специальные программы.

Математическая система в стиле Mathematica

Mathematica. [Prop]

Mathematica

Ситуация с программным обеспечением, сложившаяся в российских школах, уже давно вызывает серьезные опасения у отечественной компьютерной общественности. И действительно, использовать контрафактное ПО в образовательных учреждениях — абсолютно недопустимо.
Впрочем, сейчас положение дел радикально изменилось. Как говорится, не было ни гроша, да вдруг алтын. Точнее, два алтына, ведь именно два варианта предложено школам для решения проблемы с лицензионной чистотой ПО, используемого в учебном процессе.
Первый — использовать коммерческие программы, входящие в комплект СБППО (стандартный базовый пакет программного обеспечения). Второй — выбрать комплексное решение на базе системы Linux. Что же стоит предпочесть школам? Какие плюсы и минусы имеются у каждого варианта?
Проект “Первая ПОмощь”, в рамках которого производится поставка СБППО, — мера вынужденная и срочная. Его цель — как можно быстрее отвести от образовательных учреждений угрозу преследования по причине использования ими контрафактных программных продуктов.
Причём какой-либо серьезный анализ потребностей школ не проводился. Да и вряд ли это было бы возможно в столь короткие сроки.
Школьный Linux-дистрибутив — полная противоположность. Прежде всего перед разработчиками была поставлена конкретная цель — создать комплексную систему для использования ее на уроках информатики и информационных технологий.
Программы — это хорошо. Но нельзя при этом забывать и о компьютерах, на которых они будут работать. При создании Linux-дистрибутивов было принято решение поставить перед разработчиками вполне определенные условия. Система должна нормально работать на машинах трех типов: медленных (от 128 до 256 Мб оперативной памяти), средних (от 256 Мб до 1 Гб) и быстрых (более 1 Гб ОЗУ).
Вывод: основная проблема, на наш взгляд, заключается в следующем - программы, закупаемые для школ, рассчитаны для работы под одной ОС.
Прикладные программы для организации качества образования должны быть многоплатформенными, поддерживающими как минимум Linux и Windows, тогда у школ будет реальная возможность свободного выбора.
Что касается специального ИТ образования, то обучение без возможности изучения и модификации исходного кода сродни обучению автомеханика, которому запрещено открывать капот автомобиля.

 


 
Copyright © 2008 All right reserved
Hosted by uCoz